Ориентировочные нормы речевого развития
Дата добавления: 08.02.2018, 22:35:00
Один из самых распространенных вопросов, который задают мне родители - это все ли нормально с речью у моего ребенка. И я подготовил небольшие ориентиры для каждого возраста.
1 год.
С чего начинается речь? Конечно же, не со слов, а с общения. Уже в 9 месяцев ребенок активно общается с окружающими людьми: улыбка, жесты, взгляд . И в этом же возрасте начинает формироваться понимание речи.То есть дети начинают постепенно понимать просьбы и обращение взрослого к ним.
И первое, на что стоит обратить внимание к концу первого года жизни, есть ли навыки:
- Контакт и невербальные ответы: взгляды, жесты, действия
- Понимание речи, дети начинают отвечать на призывы взрослого.
Пример: ребенок откликается на имя, поворачивает голову, улыбается, смотрит на родителя, появляется готовность общаться.
Что должно насторожить внимательного родителя:
- ребенок хмурый, мало улыбается, сосредоточен;
- погружен в себя и мало обращается к внешнему;
- не обращает внимания на громкие звуки и шум вокруг;
- не проявляет интерес к близким взрослым;
То есть если не реагирует на звуки - не поворачивается, не реагирует - тревожный знак. Если не обращает внимания на свое имя - это тоже должно насторожить.
К какому специалисту стоит обращаться в подобной ситуации?
Начинать нужно с педиатра или невролога. Если маму что-то беспокоит, а врач советует ждать и ничего не делать, можно проконсультироваться с несколькими специалистами, чтобы получить точную картину. Возможно. в вашем окружении есть специалисты по раннему развитию.
Вашему малышу уже полтора года.
С каждым днем он все лучше понимает речь. Легко выполняет несложные просьбы: достань, отнеси, принеси, смотри, пойдем читать книжку, найди собачку, покажи маму или папу.
Общение и контакт с ним становятся все лучше. Родителям не составляет труда понять, почему например, ребенок плачет. У ребенка очень развиты жесты, взгляды, действия. В этом возрасте родители часто говорят: он все понимает, но ничего не говорит.
Появляется имитация. Дети повторяют действия взрослых. Если ребенок заболел, и мама его полечила какими-то лекарствами. ребенок начинает повторять эти действия. Или мама открывает дверь ключом, ребенок повторяет.
Имитация становится в этом возрасте сильной стороной, родители говорят: ребенок за нами все повторяет. Повторяет действия, а потом появляются новые жесты и движения, важные для общения. Например, машет ручкой: привет, пока. Или мотает головой: нет. Появляются первые слова, они еще очень простые: мама, папа, дай, да, нет. Слова состоят из одного-двух слогов, например “би-би” - машинка, “ам” - кушать.
Выполнение простых просьб: покажи, дай мне, подойди, сядь не должно составлять труда.
В этом возрасте очень важна игра. Игры с просматриванием книг, имитационные: посади куклу, покатай машинку и т.д. Это становится возможным, если есть понимание речи и имитация.
Если в полтора года есть проблемы с пониманием и контактом - нужно срочно обращаться к специалисту: педиатру или неврологу. И если есть трудности с повторением действий, движений - это обязательно нужно брать на заметку и задуматься, почему.
Два года.
Считается, что именно два года - возраст, когда должны появиться фразы из двух-трех слов. Эти фразы могут быть очень простые: “мама, ам!” Но с каждым днем, их становится все больше, и они становятся более сложными, очень важно, чтобы ребенок их использовал для общения.
Большую роль в появлении фраз играет навык имитации. Раньше ребенок имитировал действия, а теперь начинает повторять слова, собирать в предложения и говорить фразами. Слов становится больше и больше . Имитация становится очень сильным навыком: дети повторяют действия, слова, жесты.
И активно развивается игра. Она становится более развернутой и процессуальной. То есть раньше были отдельные действия, а сейчас появились цепочки действий, простые сюжеты (игры с игрушками): мальчики раньше катали машину, а теперь заезжают в гараж, выезжают, едут по дороге, заправляются, кого-то сажают и едут опять в гараж. У девочек могут быть цепочки действий с куклами. Такая достаточно сложная для этого возраста игра становится возможной на основании понимания речи, повторения за взрослыми, развития понимания и мышления.
Конечно, если в два с лишним года еще нет фразы, нужно этим заняться. Задать вопрос: "Почему этого не происходит, что мешает?". Фразой можно считать сочетание двух и более слов между собой.
“Мама, ам” или “мама, дай”, “кати машинку” - это все фразы. Отсутствие такой фразы в два года - повод проконсультироваться со специалистом.
Но важно понимать, что все индивидуально. На развитие речи могут повлиять частые болезни в раннем возрасте или серьезное, длительно заболевание, как например, пневмония. Также, если было позднее развитие понимания речи, соответственно сдвинется появление фраз.
Поэтому, если в обиходе есть простые слова, которыми ребенок пользуется, а фраза не появилась - это задача. которую можно поставить.
Повод обратиться к специалистам:
- нет первых слов и простой фразы;
- нет понимания речи;
- трудности с контактом и общением;
Важно помнить - на все нужно время. Если сейчас нет контакта или понимания речи, на их появление нужно время - значит в дальнейшем задержка будет только расти. Если мама не может занять ребенка, найти с ним контакт и совместное занятие, также нужно время, чтобы эти навыки появились.
В этом возрасте при наличии проблем обращаемся к педиатру, неврологу. Можно обратиться к специалистам по раннему развитию. Ходим в школы раннего развития, часто толчок в развитии речи дает детский сад. Важную роль в помощи в развитии речи начинают играть педагоги. Также могут помочь психолог, логопед, дефектолог.
3 года.
Речь ребенка становиться грамматически оформленной. Навык имитации в этом возрасте становится более сильным и крепким. Дети начинают начинают активно использовать предлоги, правильно употреблять окончания. Появляются распространенные предложения из трех и более слов.
Фразы ребенок использует в игре, быту, со знакомыми и незнакомыми людьми. Понимание речи становится настолько хорошим, что ребенок начинает понимать последовательность действий, растет уровень мышления и психических процессов, становится доступным понимание не только того что перед глазами и вокруг, но и в прошлом и будущем. Ребенок начинает понимать настроение, учится согласовывать свои действия с мнением окружающих. Общение выходит на уровень беседы. Дети задают много вопросов.
Обязательные навыки в этом возрасте - хороший контакт с близкими людьми, хорошее, понимание речи, использование предложений из нескольких слов, умение играть и радостно проводить время. .
4 года.
Ребенок говорит уже очень хорошо. В его речи есть предложения из трех и более слов согласованных между собой.
Это время сложных сюжетно- ролевых игр, с пониманием причинно-следственных связей: больница, магазин, парикмахерская и др.. Ребенок с удовольствием берет на себя роли и следует им, например, больной и доктор, продавец и покупатель и т.д.
У логопедов появляется новая цель - коррекция звукопроизношения, наступает время определять и исправлять нарушенные звуки.
И если все еще нет каких-то из предыдущих навыков (контакта, понимание речи, игр с предметами и игрушкам), это серьезная проблема, так как на появление навыков нужно время, а оно ограничено. К школе ребенок должен не только развить речь, но и скорректировать произношение звуков, развить память, внимание, логическое мышление. На все это нужно время.
Остались вопросы. вы всегда их можете задать в форме под постом!
Скачать книгу «Самые важные шаги для развития речи»
Читайте так же:
В чем разница логопеда и дефектолога — простыми словами